ЭТИКА ВЕРУЮЩИХ И ЭТИКА НЕВЕРУЮЩИХ
Этика Корана как свода предписаний, исходящих из уст Самого Творца, безупречна и совершенна, в то время как всякая попытка создать целостную этическую систему, основываясь на чисто человеческих теориях и положениях, объявляется тщетной. Так, о совокупности постановлений Корана сказано:
…Слово Господа твоего истинное и справедливое!.. (О 6, 115)
Здесь подчеркнуты два признака нравственных предписаний Корана: их «истинность», т. е. соответствие высшим духовным законам, действующим в горних мирах; и «справедливость», которая постигается человеческим разумом.
Что же касается людей, силящихся установить собственные основы нравственности, не опираясь на авторитет Божественного Писания, то о них говорится:
…Они ведь только следуют предположениям и строят догадки. (О 6, 116)
Эти слова относятся к тем людям, о которых несколько ранее в той же суре сказано, что они «не верят в будущую жизнь» (О 6, 113) и желают избрать себе «иного судию», т. е. иной авторитет в жизненно важных вопросах, помимо Всевышнего. Споря с ними, пророк риторически вопрошает:
…«Неужели я пожелаю иного судию, кроме Аллаха? Именно Он ниспослал вам ясное Писание (т. е. Коран)»… (О 6, 114)
Итак, для верующих единственный Устроитель их жизни, как духовно-нравственной, так и внешне-бытовой,— это Бог, который в качестве мерила всех мыслей, речей и деяний ниспослал «ясное Писание» — Коран.
Расхождения между нравственными нормами, содержащимися в Писании, и этикой неверующей части человечества весьма многочисленны. Очевидный пример — отношение к жизни младенца во чреве матери. Если в доисламские времена уставы языческой религии арабов дозволяли и даже предписывали убивать младенцев, а также совершать аборты, то в наше время «боготворимыми» (т. е. занимающими в сознании неверующих место идолов) стали определенные теории и широко распространенные мнения, противоречащие воле Бога, Его предписаниям:
Точно так же их божества внушили большому числу многобожников, что убиение собственных детей — благо… (О 6, 137)
Мнения ученых, врачей, философов и даже просто окружающих людей, служа авторитетом в вопросе жизни и смерти детей, становятся ложными божествами, чей «закон» противоположен закону Божьему. Коран же объявляет подобное детоубийство величайшим грехом, возмездием за который будет геенна: губя своих детей, родители губят и себя самих.—
Погибли те, которые убили детей своих, по безрассудству, по неразумию своему… (С 6, 140 / 141)
Причина, по которой арабы-язычники убивали младенцев (преимущественно дочерей, так как не хотели собирать для них приданое), а также совершали аборты, актуальна для неверующих
и в наши дни. Она сводится к опасению, что детей нечем будет прокормить или их появление на свет обездолит самих родителей либо уже имеющихся у них детей. Коран же содержит такое обетование Бога:
…Не убивайте детей своих по причине бедности — Мы прокормим и вас, и их… (С 6, 151 / 152)
Следовательно, только неколебимая вера в благость Божью и Его обетование способна сохранить жизнь сотням миллионов еще не рожденных младенцев…
(Дмитрий Щедровицкий. Сияющий Коран. Взгляд библеиста)